Для особого случая, или тест сетевой углошлифовальной машины с плоским редуктором Metabo WEF 15-125 Quick

Углошлифовальные машины иногда выглядят необычно. Такова, например, WEF 15-125 Quick от Metabo. Это тоже УШМ, предназначенная для решения таких же задач, что и другие. Просто она «заточена» в первую очередь под шлифовку внутренних углов, в том числе сварных швов. Угол, в который она может зайти торцом диска, составляет всего 43°. Обычным машинкам это не под силу из-за конструкции редуктора, но у данной модели редуктор как раз нестандартный. Предлагаем Вашему вниманию результаты нашего теста, а также отзывы.

Metabo WEF 15-125 Quick
Сетевая углошлифовальная машина с плоским редуктором

850.jpg

  • ТИП ИНСТРУМЕНТА: профессиональный
  • ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ: 1550 Вт
  • ДИАМЕТР ДИСКА: 125 мм
  • ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ (холостой ход): 11 000 об/мин
  • МИНИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ УГОЛ: 43°
  • ДЛИНА СЕТЕВОГО КАБЕЛЯ: 4 м
  • ВЕС: 2,7 кг
  • КОМПЛЕКТАЦИЯ: УШМ; передняя антивибрационная рукоятка; быстрозажимная гайка; фланец
  • ЦЕНА (на 2019 г., купить в Брянске): 18 820 руб.

Область применения

Задачи, для решения которых предназначена УШМ WEF 15-125 Quick от «Метабо», вполне типичны и очень хорошо знакомы профессионалам, обрабатывающим металл. Они для них предмет постоянной головной боли, особенно в тех случаях, когда к сварному шву, расположенному внутри угла, невозможно подобраться с разных сторон. Или когда поверхности, на стыке которых находится обрабатываемый шов, сходятся под острым углом (какие-нибудь раскосы в сложных металлоконструкциях, например) и «болгаркой» туда не подлезть – мешает габаритный редуктор.

В подобных ситуациях начинаются попытки «изобрести велосипед»: постоянное вращение защитного кожуха (а то и вовсе его демонтаж, что крайне опасно) или изменения захвата. Всё это усугубляет усталость и радикально снижает производительность труда.

Разумеется, можно взять прямошлифовальную машину, и она, конечно, справится с данной работой. Более того, она всё равно понадобится для обработки углов на стыке трёх поверхностей. Диск диаметром 125 мм не может приблизиться к углу на расстояние меньшее, чем его радиус, то есть 62,5 мм. Именно такие участки остаются в углах, и их нужно будет обрабатывать прямошлифовальными машинами или ленточными напильниками. Те, кому доводилось работать этими инструментами, знают, что они гораздо удобнее, чем обычная УШМ, но производительность у них намного ниже, а стоимость «расходников», наоборот, выше.

Получается, что есть ряд задач, где из соображений экономии лучше применять углошлифовальную машину, но обычные модели не подходят из-за своих габаритов. Вот для заполнения этой рыночной ниши и создана Metabo WEF 15-125 Quick. Она оснащена низким редуктором особой конструкции, и с её помощью реально очень быстро, зачастую не меняя положения инструмента и не переставляя кожух, отшлифовать внутренний угол самым удобным способом, удерживая ось УШМ по биссектрисе угла. А оставшиеся 62,5 мм можно уже доделать прямошлифовальной машиной.

Metabo-WEF-15-125-Quick-13-768x428.jpg

Электроника

Изучение конструкции начнём с электрических и электронных компонентов. Красный светодиодный индикатор состояния инструмента расположен на блоке электроники, который здесь совершенно герметичный, потому что полностью залит компаундом. В блоке электроники есть защита от перегрузки и функция поддержания оборотов под нагрузкой, у Metabo она называется полноволновой электроникой Tacho-Constamatic (TC).

С противоположной стороны – прилив, примыкающий к месту посадки заднего опорного подшипника ротора в корпусе инструмента. В этом приливе расположен датчик Холла, считывающий обороты двигателя. При снижении оборотов электроника автоматически поднимает напряжение на обмотках вплоть до максимально доступного ей входящего напряжения сети.

Двигатели с системой поддержания оборотов под нагрузкой изначально рассчитаны на более широкий диапазон работы по напряжению. В частности, хорошо знакомые мне системы работают в диапазоне от 180 до 230 В.

Двигатель

Сам мотор тут тоже фирменный – Metabo Marathon с запатентованной системой защиты от пыли. Система включает в себя заливку задней части обмоток дополнительными слоями лака и специальную решётку в передней части обмоток, которая при вращении создаёт непреодолимую преграду для пыли и мелких частиц. При этом решётка вообще не препятствует движению воздуха для охлаждения. За задним шариковым опорным подшипником в резиновом демпфере стоит диск из ферромагнетика, он указывает датчику Холла положение ротора для работы системы поддержания оборотов под нагрузкой.
Metabo-WEF-15-125-Quick-07.jpg
Виден статор, залитый порошковым лаком

Metabo-WEF-15-125-Quick-02.jpg
Ротор двигателя с фирменной защитой от абразивного износа в виде решётки в передней части и лабиринтной пылезащиты перед задним опорным подшипником. Видно демпфер вокруг подшипника и магнитную метку датчика Холла за подшипником
Metabo-WEF-15-125-Quick-06.jpg
Пластиковый элемент для формирования потоков воздуха от двигателя на корпус редуктора для охлаждения. Он же элемент лабиринтной пылезащиты переднего опорного подшипника вала ротора

Перед задним опорным подшипником установлен диск лабиринтной защиты от пыли. В крыльчатке охлаждения тоже есть двойной лабиринт для защиты от пыли переднего опорного подшипника, который тут тоже шариковый, герметичный. Он расположен внутри корпуса редуктора.

Пластиковый элемент за крыльчаткой уже хорошо известен нам по другим моделям. Это ответная часть лабиринтной защиты от пыли переднего опорного шарикового подшипника, она направляет потоки воздуха от двигателя на рёбра редуктора для его охлаждения.

Редуктор

Дальше идёт редуктор, и вот он-то имеет весьма оригинальную конструкцию: в два раза длиннее обычного и намного более плоский, особенно в районе главного вала. И крепление защитного кожуха, и реализация передачи крутящего момента от двигателя на ведущую шестерню редуктора здесь необычные.

Metabo-WEF-15-125-Quick-04.jpg

Корпус редуктора. Видно два отверстия с зенковкой под заглушки вилки для фиксации дополнительного вала при демонтаже. Далее пара отверстий с резьбой для механизма фиксации кожуха. Также видна внутренняя часть кнопки фиксации вала, она расположена необычно, перпендикулярно главному валу

Metabo-WEF-15-125-Quick-08.jpgMetabo-WEF-15-125-Quick-09a.jpg

Ведомая шестерня. Виден задний шариковый опорный подшипник главного вала и оригинальные проточки для кнопки фиксации вала при демонтаже оснастки. То же самое с другой стороны — виден передний опорный шариковый подшипник в герметичном исполнении

Кожух вращается вокруг узкой плоской проточки на крышке корпуса редуктора, где традиционно расположен нижний шариковый опорный подшипник главного вала. Механизм фиксации кожуха имеет свой отдельный корпус, который двумя винтами крепится к корпусу редуктора. Предусмотрено 7 фиксированных положений кожуха с шагом 22,5°. На корпусе механизма фиксации кожуха крупно написано «D 125 мм», крепится он на два винта, и места крепления расположены ближе к оси главного вала. Последний опирается на шариковые опорные подшипники.

Metabo-WEF-15-125-Quick-05.jpg

Защитный кожух с проштамповкой для фиксированных положений.

Кстати, в ассортименте Metabo есть аналогичная модель с диаметром диска 150 мм, но при одинаковых корпусах редуктора у них разные механизмы фиксации защитного кожуха и сам кожух. Ну и шестерни с разными передаточными числами, что совершенно логично.

Интрига конструкции — передача крутящего момента от ротора на ведущую шестерню. Для отсоединения ротора двигателя от корпуса нужно открутить две заглушки в виде коротких винтов, расположенных между осью главного вала и точками крепления корпуса механизма фиксации защитного кожуха. В образовавшиеся отверстия вставляют специальную вилку, которая зафиксирует вал. Потом рукой выкручивают ротор из корпуса — резьба тут обычная. После снятия переднего опорного подшипника вала ротора двигателя из цилиндрического углубления с двумя пазами вытаскивают стыковочные элементы ротора и вала ведущей шестерни, а также элементы фиксации и расположения опорных подшипников. Стыковочный элемент вала ротора в виде трубки имеет ответную резьбу со стороны ротора и квадратное отверстие со стороны вала ведущей шестерни. В это отверстие вставляют квадрат, который тоже служит стыковочным элементом. На квадрате, между валом ведущей шестерни и стыковочным элементом, стоит резиновое кольцо, выполняющее функцию демпфера и элемента, выбирающего зазоры в конструкции. Второй аналогичный по назначению элемент — пружинное кольцо переднего опорного подшипника вала ротора. При сборке всё фиксируется по оси очень плотно.

Metabo-WEF-15-125-Quick-03.jpg

Промежуточный вал в разборе: ведущая шестерня, два опорных подшипника, две проточки для фиксации вала при демонтаже, квадрат для связи вала и ротора двигателя с резиновым демпфером, втулка для связи ротора и квадрата. Выше — кольцо для подпорки опорных подшипников, элемент фиксации подшипников с двумя проточками для прохода стержней демонтирующей вилки, пружинное кольцо фиксации подшипника

Все перечисленные элементы крутятся внутри стального кольца, которое поджимает сдвоенный шариковый опорный подшипник вала ведущей шестерни и специального трубчатого элемента. Он имеет два выреза, через них проходят штыри блокирующей вилки, и два прилива с внешней части, защищающей трубку от проворота. Приливы входят в пазы на корпусе редуктора.

Сам вал ведущей шестерни изготовлен очень качественно, проточен, по всей видимости, с применением резцов нового поколения, поскольку чистота обработки как после финишного шлифования. Вал опирается на сдвоенный шариковый подшипник: один обычный, герметичный, а второй оригинальный, такого исполнения не видели даже узкопрофильные специалисты по подшипникам. На вид — совершенно обычный шариковый в герметичном исполнении, только большая часть поверхности внешней обоймы заполнена чёрным твёрдым пластиком. Зачем нужен такой пластик на внешней обойме подшипника? Мнения разделились, есть две версии.

  • Одна — это экономия драгоценной высококачественной стали, что в принципе вполне вероятно.
  • Согласно второй версии, здесь имеет место игра с коэффициентами теплового расширения в разных материалах. Пластик, расширяясь при нагреве, полностью блокирует внешнюю обойму в посадочном месте, защищая её от проворота. И эта версия тоже очень похожа на правду. После возврата температуры к норме пластик опять уменьшается в объёме, не препятствуя демонтажу узла.

Кстати, в конструкции инструмента применяются 6 шариковых подшипников различного типа.

Фиксация круга

Сама оснастка тут фиксируется при помощи хорошо известной быстрозажимной гайки Metabo Quick. Используя её, можно навсегда забыть, где находится ключ от УШМ. Тем не менее возможность открутить гайку ключом сохранена: под фиксирующей скобой предусмотрены два отверстия.

Передняя рукоятка

Дополнительная рукоятка тут также фирменная, антивибрационная Metabo VibraTech (MVT), не имеющая жёсткой связи между телом рукоятки и резьбовой частью и с дополнительной удлинительной футоркой. Ручки такого типа достаточно эффективно снижают вибрацию, тем самым снижая усталость и, как следствие, увеличивая производительность труда.

Резюме

В конструкции данной угловой шлифовальной машины применены самые передовые инженерные решения, доступные в настоящее время. Удобство УШМ при решении специфических задач сложно переоценить, Metabo WEF 15-125 Quick — весомое и очень полезное дополнение к линейке инструментов, обычно применяющихся для обработки металла. Ни один грамотный технолог не упустит возможности встроить такую «болгарку» в цепочку производственных заданий, если для неё есть соответствующий объём работы — она даёт значительную экономию времени и, как следствие, средств на предприятии. Плюс «бонусы» в виде сниженной усталости операторов и роста производительности их труда.